четверг, 17 ноября 2011 г.

Конкурсное тематическое занятие. Хлопок.

Мы с Латишей, решили принять участие в КОНКУРСЕ, который проводит у себя в блоге "Учимся играя", потрясающая мама:  Мама с большой буквы- Мария!!!

Скоро Машиному блогу исполнится год и в честь этого события, Маша совместно с компанией Умница, Настей Солнечной и коллективным блогом Друзья Бабочки Яночки организовала очень интересный и полезный конкурс под названием "Тематический день".

Маша давно уже является моим вдохновителем и кумиром в сфере раннего развития детей, она щедро делится своими наработками, опытом, тематическими занятиями. Благодаря этому нам с Латишкой некогда скучать!!!!
СПАСИБО тебе, Машенька, ты потрясающий, сильный и целеустремлённый человек!

Для участия в конкурсе я выбрала тему - ХЛОПОК.



Дома нас окружают много хлопчатобумажных вещей: одежда, бельё, полотенца, постельное бельё, вата. И я решила Латифе раскрыть тайну превращения,  как  пушистая  коробочка с ватой превращается  в роскошную ткань.



Эта пушистая белая вата
В поле росла, дорогие ребята.
Мы обработали землю сначала,
Чтобы комков совершенно не стало.
Быстрая сеялка вышла потом,
Хлопок посеяли на поле том.
Вот показались из тёплой земли
Первые всходы – мы их берегли.
Чтобы побеги зелёными были,
Землю рыхлили, водою поили -
Мы не жалели для хлопка воды...
И увенчались успехом труды.
Выйдя из тёплого тихого плена,
Вырос хлопчатник почти по колено.
Светом и влагой земли напоён,
Начал выбрасывать веточки он.
И разлилось и раскинулось вскоре
Нежных цветов золотистое море.
Каждый на солнышке жарком блистал,
Каждый коробочкой беленькой стал.
Солнце коробочки обогревает,
Ядра в коробочках этих вспухают.
Время проходит — не медлит оно.
Смотришь, в коробочках ваты полно.
Значит, пора наступила для сбора!
Это мы делаем дружно и скоро.
Где хоть одно волокно упадёт,
Там его юный помощник найдёт.
С хлопком отборным машины идут,
Красные флаги над ними плывут.
Собранный хлопок дадим мы заводу,
Труд хлопковода послужит народу.

Мурзилка, 1987, №2




















Покажите малышу, как выглядит хлопок. Хорошо, если Вы найдёте веточку хлопка, а если у Вас его нет, то можно дать ребёнку кусочек ваты и показать фотографии. 

 Расскажите ребёнку о том, как растёт хлопок.
 "Жаркое солнце, безоблачное небо, зноем дышит согретая земля и вокруг… снег!

Снегом покрыты огромные поля, снегом полны грузовики, а там, куда они мчатся, снег уложен в огромные аккуратные горы.

Это удивительный снег-хлопок, который родится под щедрым среднеазиатским солнцем.

Хлопок - это ткани, одежда, вата. Недаром его называют белым золотом.
Неудивительно! Эту землю солнце одаряет теплом и светом так щедро, как лишь немногие уголки планеты, здесь 250 дней в году на небе ни облачка! Но хлопчатнику нужно ещё  много воды.

А откуда же здесь вода? Люди провели её к полям по многочисленным каналам из водохранилищ.

Хлопчатник - это очень ценное растение, оно даёт прекрасное волокно. Хлопковое волокно, люди научились собирать с древних времён.
 
Плод хлопчатника называется коробочка, когда плод созревает, створки его раскрываются, и из него выступает белая пушистая волокнистая вата.
Собирают волокно люди и хлопкоуборочные машины."  

СНЕГ И ХЛОПОК
Снег сказал, увидев Хлопок:
— Как похожи наши хлопья!
Может, Хлопок,
Ты мне брат?
Я такому
Брату рад.

— В самом деле, — молвил Хлопок.—
Мы белы с тобою оба.
— Братец Хлопок!
— Братец Снег!
— Не расстанемся вовек.

Помешал беседе случай:
Вышло солнце из-за тучек.
Смотрит Хлопок —
Брата нет.
От него пропал и след...

Перевёл Юрий Могутин

Мурзилка, 1987, №2

Посмотрите  картины художников о хлопке.Скачать.















 А теперь, предложите ребёнку выполнить творческую работу.
Для этого я заранее подготовила оригами-цветы и вырезала трафарет в виде коробочек хлопка.











Сначала я дала Латише заготовки хлопка, кусочки ваты и клей и попросила её приклеить вату к макушке цветков. Так у нас получился хлопок.










Потом я закрепила трафарет на листе белого картона (прикрепила на пластилин и подклеила бока скотчем к задней стороне).
Дала Латише губку и красную краску. Латишка раскрасила лист. Мы его высушили и сняли трафарет. Затем я вырезала из этой заготовки вазу и приклеила на лист картона, и, наконец, поставили в нашу вазу хлопок.

 Расскажите ребёнку о том, что происходит с хлопком далее:
 После того, как люди соберут хлопок с полей, его отправляют на завод. На заводе хлопковые волокна отделяют от семян, а потом его отправляют на прядильные фабрики. Там хлопок прядут, затем на крутильных машинах из пряжи скручивают нитки  и отправляют на ткацкие фабрики, где из ниток вырабатывают хлопчатобумажные ткани: ситец, батист, маркизет, сатин, фланель, бязь и трикотаж. 
И одеяла, и вафельные полотенца, и вата, и пластмасса, и целлюлоза, и бумага тоже из хлопка, но это ещё не всё: из семян хлопка выжимают масло.

Есть  хорошая, детская книжка: "Как ткани ткут и нити прядут" автор М. Константиновский, изд-во Малыш 1989года.  Скачать.
В ней очень интересно рассказывается о процессе создания тканей, есть увлекательные исторические факты, много иллюстраций.
.

Долго мы лета все ждали,
Наконец оно пришло.
Давно отцвели миндали,
Зелень. И солнце в окно.
Морями зелёными хлопок,
Золотыми морями хлеб.
Колхозникам много хлопот,
А лишнего времени нет.
Наслаждаются листья хлопка
Солнечным светом, теплом.
Колхозник по полю тропкой,
С волшебным идёт кетменём.
Зной и жара угнетают,
Но силён азиатский народ.
Он с песней по полю шагает
И смотрит вдаль и вперёд.
Борется он как в сражении,
Как в той сказке, но на яву.
И вот оно превращенье -
Зеленое поле в снегу.
Осень пришла незаметно.
Смелее борись, человек -
Собери урожай сей заветный,
Долгожданный и белый как снег.
Чтоб тепло в зимнюю пору
Всем людям нашей Земли,
Эти хлопковые горы
Красивою тканью несли.


А теперь, покажите малышу, как выглядят хлопчатобумажные ткани.











Для этого я заранее нарезала кусочки тканей и приготовила карточки с их названиями. Покажите малышу карточку и дайте пощупать и рассмотреть лоскуточек ткани, поговорите о том, какие ткани красочные и разноцветные.

Затем, прочитайте малышу стих  Зинаиды Александровой

Сшили Тане сарафанчик,
Нет такого у подруг –
Ярко-желтый одуванчик,
Колокольчики вокруг.

Чтобы ситец сделать Тане,
Много было с ним хлопот.
Далеко, в Узбекистане,
Хлопок на поле растёт.

Там жара, как будто в печке,
Спит на солнышке верблюд,
Загорелые узбечки
Хлопок с поля уберут…

Физкультминутка










 Для этой игры я приготовила картинки с одеждой и подобрала аналогичную одежду. Вещи надо разложить в другом конце комнаты. Латишка брала у меня картинку и бежала искать соответствующую картинке одежду и быстро, со смехом и радостью, прибегала обратно, принося мне вещь. Так мы играли, пока не закончились все картинки.

Чтоб девушкам юбки, а не "мини",
Ребятам не "трубки", а "клеш".
Чтоб зеленели пустыни,
Золото - хлопок даёшь!
Станет всё чистим и белым,
Цветущим душа и Земля.
Сбор хлопка подвигом смелым.
Считает народов семья.

Сделайте пальчиковую гимнастику.
"Гномики-прачки".

Жили-были в домике (Дети сжимают и разжимают Маленькие гномики: кулачки.)
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. (Загибают пальчики, начиная с больших.)
Раз, два, три, четыре, пять, (Разгибают пальчики,начиная с мизинца.)
Стали гномики стирать: (Трут кулачки друг о друга.)
Токи — рубашки, (Загибают пальчики, начиная с больших.)
Пики — платочки,
Лики — штанишки,
Чики — носочки.
Мики умница был,
Всем водичку носил.

Наша стиральная машинка настирала нам много белья, и мы с Латишей пошли его развешивать. Там было много Латишкиных х/б вещей, она с удовольствием помогла мне их развешать.












 
Порадуйте малыша вкусным полдником.
Приготовьте творожную запеканку . Мы вместе готовили: Латифа смешивала все ингредиенты. Готовую запеканку оформите в виде коробочки хлопка. Для этого я к запеканке приложила трафарет и аккуратно разрезала её по контуру, а серединку посыпала корицей.











После полдника предложите малышу сделать аппликацию.

Для этого я заранее приготовила лоскуточки ткани и обтянула тканью плотный (упаковочный) картон. Сварила клейстер.  Клейстер можно приготовить так:
насыпать в чашку 2–3 столовых ложки муки, потом налить полстакана холодной воды и быстро размешать до однородной кашицы; полученную массу
 заварить крутым кипятком в количестве примерно одного стакана, перемешать и поставить на средний огонь, постоянно помешивать и довести до лёгкого загустения, но не доводить до кипения.

Сначала мы обклеили х/б-лоскуточками периметр нашей картины. При этом мы выложили первые 5 лоскутов в определённой последовательности и стали выбирать дальнейшие лоскуточки по этому принципу.
Латишка искала в коробочке подходящий лоскуток, а потом мазала на него клей. Мы вместе приклеивали его к картине, я ей показывала, как надо прикладывать лоскуток к основе, затем Латиша промакивала его тряпочкой.
Когда "рамочка" была готова, мы приклеили дерево, листочки и заборчик, на заборе птичка - это воробей.
Потом мы приклеили домик и солнышко.  Облака - вату Латиша обмакнула в клей и приложила к небу. Для того, чтобы получилось хлопковое поле, я на основу наклеила палочки, а Латиша приклеила к ним кусочки ваты.

После этого я вставила нашу картину в рамку, поставила её рядом с монитором и стала читать  Латише  сказку.

Неугомонный воробей

Было или не было, а жила одна старушка. Жила она одна в своём  доме и целыми днями пряла пряжу. Пряла пряжу, а потом несла её на базар и продавала. Тем и жила. Бедно жила старушка.
Однажды кончился у старушки хлопок, и не из чего ей было прясть пряжу. И не было денег хлопок купить. И заплакала тогда бедная старушка. Она плакала так долго, что скоро ручьи её слёз превратились в реки. Реки пролились на сухую землю, земля пропиталась влагой, и перед домом старушки появилось белое-пребелое хлопковое поле.
Обрадовалась старушка и принялась собирать хлопок.
Тут прилетела галка, села на старушкин забор и сказала:
— Матушка, матушка! Я буду сторожить твоё поле!
— А сколько ты возьмёшь за это? — спросила старушка.
— Половину твоего урожая! — отвечала галка. Рассердилась старушка и сказала:
— Ступай! Не нужен мне такой сторож!
Галка улетела, а на её место села на старушкин забор ворона.
— Матушка! Матушка! — прокаркала ворона.— Я буду сторожить твоё поле!
— А сколько ты возьмёшь за это? — спросила старушка.
— Половину твоего урожая! — отвечала ворона. Снова рассердилась старушка и сказала:
— Ступай! Не нужен мне такой сторож!
Ворона улетела, а вместо неё уселся на старушкин забор воробей.
— Матушка! Матушка! — прочирикал воробей.— Я буду сторожить твоё поле!
— А сколько ты возьмёшь за это? — спросила старушка.
— Дай мне немножко хлопка на халат! Вот и вся плата! Обрадовалась старушка такому сторожу и дала воробью немного хлопка на халат.
Воробей ухватил клювом хлопок и полетел к пряхе.
— Эй, пряха! — чирикнул воробей.— Спряди мне нитки! Я нитки отдам ткачу.
Взяла пряха хлопок у воробья и спряла ему моток ниток. Воробей ухватил клювом моток ниток и полетел к ткачу.
— Эй, ткач! — прочирикал воробей.— Сотки мне кусочек ткани! Я отдам его портному!
Взял ткач моток в руки и выткал для воробья кусок ткани. Воробей ухватил клювом кусок ткани и полетел к портному.
— Эй, портной! — прочирикал воробей.— Сшей мне халат! Буду в халате поле сторожить!
Взял портной кусок ткани и сшил воробью красивый халат. Надел воробей халат, прилетел к дому старушки и сказал:
— Вот теперь я стану сторожить твоё поле! Обрадовалась старушка. И стал воробей её поле сторожить.

Закончить день можно игрой. Я положила на ладонь комок ваты и стала на него дуть. Латиша, тоже взяла вату и стала дуть, у неё не сразу получилось сдуть вату с ладони. Потом мы дули  на ватку  в лицо друг друга, а потом стали кидать друг в друга комочки ваты.

Вот такой у нас получился тематический день.
Я буду очень рада, если для кого-то наше занятие окажется полезным.

24 комментария:

  1. Ничего себе, это ж сколько подготовки !!! Думаю, ребенку понравилось и самое главное дочка запомнила!! А запеканка - вообще шедевр)) Молодцы!!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Ого, вот это день!!! И тема такая сложная... ХЛОПОК. А как Латиша старается рисует и клеит))) Загляденье просто!!!
    Юленька, ты молодец!!!

    ОтветитьУдалить
  3. Людмилочка, Спасибо за добрые слова!!!

    Машуля, Спасибо огромное! Тема и правда не простая, но мы очень старались!!!

    ОтветитьУдалить
  4. ты просто сумасшедшая мама =)))) как интересно все было) знаешь, я читала и будто слышала заливистый детский смех) сижу улыбаюсь) чмокни принцессу в носик! ты умница!

    ОтветитьУдалить
  5. Тема действительно не простая, и очень не обычна для российских детишек!
    В Узбекистане с этим , конечно, попроще)))
    Всё очень понравилось!
    Аппликация0классная! Рецепт творожной запеканки обязательно посмотрю.
    Игра с тканями - так актуально для девчонок))
    Юля, ты молодец))

    ОтветитьУдалить
  6. Алёночка, дорогая, спасибо!!! Я рада, что тебе понравилось!!! Обязательно чмокну!
    Альфия, спасибочки!!! Я думаю тема одинакова актуальна для любых деток, так как хлопковые вещи есть у всех! :-)

    ОтветитьУдалить
  7. Юля, я в шоке! Мне очень понравилось!!!!День великолепный, восхитительный! Столько интересного материала: книги, стихи, игры! А какая аппликация из тканий! Ты безумно талантливая мама!!!! Спасибо огромное за участие в конкурсе!!!!

    ОтветитьУдалить
  8. Машенька, это тебе СПАСИБО ОГРОМНОЕ!!!!
    Мне есть у кого учиться!!! :-)
    Я всегда восхищаюсь, тем, как ты качественно и информативно проводишь свои занятия!!!
    Спасибо тебе, что ты так щедра, что делишься, это так много значит для меня!!!
    Ты Человек несущий СВЕТ и РАДОСТЬ, за которым хочется идти!!!

    ОтветитьУдалить
  9. Юля, очень насыщенный и творческий день! Аппликация из ткани - просто шедевр!

    ОтветитьУдалить
  10. Юлечка, спасибо тебе за твои слова!!!!!
    это ваш анонс http://kpanuba.blogspot.com/2011/11/blog-post_2988.html?utm_source=BP_recent

    ОтветитьУдалить
  11. Ирина, спасибо!!! Мы старались!!!

    Машенька, спасибо большое за анонс!!!

    ОтветитьУдалить
  12. Вот это да! Поражена выбором темы и масштабом её освоения!

    ОтветитьУдалить
  13. Круто,Юля!!!У меня нет слов,одни эмоции!!!А Латиша то как процессом увлечена!!!
    МОЛОДЦЫ!!!

    ОтветитьУдалить
  14. Кристиночка, спасибо, мой милый друг!!!

    ОтветитьУдалить
  15. Юля я ввосторге!Ты Мама с большой буквы!

    ОтветитьУдалить
  16. Юля, какое у Вас замечательное занятие!!! Столько полезного и интересного! Тема непростая, но очень важная.
    Творческие работы очень понравились, особенно необычна аппликация из ткани, мы таких еще не делали, спасибо за идею, надо будет тоже попробовать :)

    ОтветитьУдалить
  17. Спасибо, Юленька!!!
    Я рада, если Вам пригодится!!!

    ОтветитьУдалить
  18. ПОТРЯСАЮЩИЙ педагогическо-воспитательно позновательно-развивающий пост! Юля, советую его разместить на каком нибудь школьном портале для наглядности учителям! Браво!

    ОтветитьУдалить
  19. Оксаночка, спасибо!!!!!!!
    Так приятно получать такие комментарии!!!

    ОтветитьУдалить
  20. Юля, Вы такая молодец! Сколько всего интересного о хлопке и такое разнообразие занятий! Латише очень повезло с мамой! А я вспомнила Узбекистан, где прожила 15 лет, и как мы ездили с мамой собирать хлопок и эти бескрайние поля...
    Обязательно со своими детками проведу подобное занятие! Можно я воспользуюсь вашими идейками?

    ОтветитьУдалить
  21. Ленара, спасибо огромное за Ваши слова!!!!Я очень рада, что Вам понравилось наше занятие и буду очень счастлива если оно Вам пригодится, пользуйтесь на здоровье!!! :-)

    ОтветитьУдалить
  22. Спасибо Вам.я живу в Узбекистане в городе Навои.Вы большая Умничка и я рада что Вы все знаете о нашем БЕЛОМ ЗОЛОТЕ УЗБЕКИСТАНА ХЛОПКЕ.ВОТ ТАКИХ МАМОЧЕК ПОБОЛЬШЕ.

    ОтветитьУдалить